«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко и может быть доказана

только жертвами, которые человек

приносит своему призванию...» (Л. Толстой)

 

Профессию - учитель я выбрала ввиду того, что в школе очень увлекалась биологией и хотелось получить все необходимые знания по данному предмету, так как надеялась, что буду заниматься исследовательской деятельностью по своему предмету. А химия предоставляла такую возможность получить эти знания, так как эти два предмета взаимосвязаны, и именно факультет биологии и химии мне предоставлял такую возможность.

Наблюдать как ребенок с его индивидуальными особенностями превращается в личность.

Данная профессия, а именно учитель, имеет огромное значение для нашей страны, ведь именно учителю принадлежит роль воспитания будущего поколения.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Учитель – это некий жизненный эталон. На него ровняются ученики. Современное общество по-прежнему хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно учитель должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогают ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются учениками…

Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.

Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя – особая. Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете.

Я считаю, что, если на занятиях царит атмосфера добра, взаимоуважения и взаимопомощи, то в такой атмосфере дети открываются, видят в педагоге, прежде всего взрослого друга и помощника. И если ребенок ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознает свою нужность, верит в то, что его принимают со всеми его недостатками и достоинствами. Необходимо научиться любить своих (таких разных!) учеников. Любить всех. В нашей профессии любовь есть вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив по-своему и в своем! Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Еще А.С. Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании». Профессия учителя особенная, несравнимая ни с каким другим делом. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь ребенка, его место и роль в жизни. Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через продолжительное время. Учитель по отношению к детям выступает в роли информатора, друга, советчика, вдохновителя, наставника. В разных ситуациях, в разных видах деятельности роль педагога меняется: учитель может быть актером, творцом, мастером, исследователем, организатором, распространителем, путеводителем и даже родителем. В современном обществе смысл слова заполнен новым содержанием: педагог вводит подрастающее поколение в XXI век – эпоху культурного перерождения и творчества… В связи с этим, к учителю предъявляются новые требования, учитывающие перспективы развития общества в целом и системы образования в частности. Профессиональный стандарт педагога и Федеральный государственный образовательный стандарт подробно обозначили компетенции современного учителя нового типа. Но, на мой взгляд, высокое звание Учитель приобретает свой истинный смысл только тогда, когда оно неотделимо от понятий культура и нравственность. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью, способной отдавать себя ученикам и быть для них примером для подражания. Учитель является творцом духовных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности. Показателем педагогической культуры является интеллигентность, развитый интеллект, гармония нравственного, физического и умственного развития, гуманность, общительность, педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству, педагогическое мастерство.

Я работаю учителем химии. Для меня химия - это самая красивая, точная, естественная наука. Она помогает составить полную картину мира, показать всю его красоту. Ведь все, что нас окружает: одежда, мебель, техника, продукты питания и многое другое является результатом химических превращений. На уроках стараюсь убедить учеников, что современный человек должен разбираться в сущности происходящих явлений вокруг него и внутри него. Иметь понятие о веществах, необходимых и опасных для организма, следить за питанием, понимать важность здорового образа жизни; грамотно оценивать состав продуктов, указанных на этикетке, не всегда доверять рекламе – вот неполный перечень того, что ученик может взять с моих уроков химии. Думаю, что о применении химии в медицине, в быту, в сельском хозяйстве, в искусстве, в строительстве будет также интересно узнать любому человеку.

Многие считают химию сложным предметом. Этому есть такое объяснение:

«О, физика, наука из наук!

Как много впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанья человеческие шире». (М. Алигер)

Химия, как никакая другая наука, объединяет в себе, физику и математику, географию и биологию. Или другими словами можно сказать, что химия гармонично сочетает природу живую и неживую, человека в природе и природу человека. И к 8 классу, к моменту изучения химии, у ученика должны быть сформированы понятия и знания других предметов. Только тогда он поймет и оценит всю красоту этого предмета.

Самые строгие и справедливые судьи – ученики. Их не обманешь, они почувствуют любую фальшь. Помню своих первых учеников. Вместе с ними я училась: не бояться признавать свои ошибки, отвечать на каверзные вопросы и чего-то не знать. Главное в работе учителя, на мой взгляд, чтобы на уроке ученик научился мыслить, находить решение, применяя знания из различных областей, а после урока – использовать полученные знания в жизни. Самое важное для меня, как учителя химии, организовать урок так, чтобы не потерять своих «химиков» и в то же время заинтересовать тех, кто далек от химии.

В своей педагогической деятельности я стараюсь найти подход к каждому ребенку, помочь ему развить способности, да и самой нельзя стоять на месте, останавливаться на достигнутом. Я уверена, что интерес ребенка нужно подкреплять, совершенствуя методы и приемы обучения химии через опыты и эксперименты. Считаю, что моей главной задачей в преподавании химии является обучение «химической грамотности» и привитие любви к предмету.

Каким должен быть современный учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Премьер- министр Российской Федерации Д. Медведев в обращении к учителям России сказал: «Главная задача современно школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Действительно, современный ребенок с новыми технологиями обращается на «ты». Я поняла, что этот интерес детей нужно использовать в преподавании, применяя инновационные методы. Я считаю, что в конкурентном мире современный учитель должен быть креативным, то есть способным создавать новое, коммуникативным, компетентным и шагать в ногу со временем. Но главным показателем профессионализма является умение создавать в классе атмосферу тепла и доверия. Мне нравятся слова: «Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки, то знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяю руки. И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды. И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы ». Тому, кто не постиг особенностей нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки…А по сути своей, она удивительная, потому что с нами рядом самые искрение, чистые и порядочные люди - наши дети, беззащитные, исполненные надежд и веры в добро. Мы, учителя, ответственные за них. Учитель - человек публичной профессии, человек, который всегда на виду, навечно вызванный к доске, который словом стучится в душу. И то, какими будут наши ученики, наши воспитанники, зависит, прежде всего от нас, их учителей- наставников, так как именно мы отражаемся и продолжаемся в своих учениках, поселяясь навечно в их сердцах. Я уверенна, что учитель - это не просто профессия, это образ жизни.

Я – учитель, но еще я – жена, мама, дочь. Моя семья – это самые близкие, родные и любимые люди.

• Что нужно, чтобы стать учителем?

• Родиться в нужный час и день и чтобы тебя ждали.

• Что нужно, чтобы быть учителем?

• Всю жизнь учиться, топтаться на месте - не годится.

• Что нужно, чтобы остаться учителем?

• Просто быть человеком.

Свои размышления я хотела бы закончить притчей об учителе: «Когда родился первый учитель на земле, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям». И сказала третья фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».